Военная реформаНа главную

ВВЕДЕНИЕ

«Кто хочет мира, пусть готовится к войне; кто хочет победы, пусть старательно обучает воинов; кто желает получить благоприятный результат, пусть ведет войну, опираясь на искусство и знания, а не на случай».

Вегеций 

Основная причина «пробуксовки» российской военной реформы в современных условиях – в непонимании людьми, осуществляющими военную реформу, ее цели, сущности проводимых мероприятий по реорганизации Вооруженных Сил. Целью военной реформы является обеспечение безопасности государства в новых военно-политических и экономических условиях. Именно в безопасности государства и заключена суть проводимых мероприятий по реформированию Вооруженных Сил. Иначе зачем, вообще, нужны армия и флот? Для экзотики? Для того чтобы маршировать торжественным маршем пред высокопоставленными гостями или иностранными хозяевами? Так для этого армия не нужна. Хватит и одного президентского полка. И расходы минимальны, и проблем с призывом, неуставными взаимоотношениями, коррупцией и т.п. никаких. Полк профессиональный мобильный, социальные льготы военнослужащим необременительны для государства.

А безопасность государства дорого стоит, обороны дешевой не бывает. Тем более такой огромной страны, как Россия. И проводить военную реформу следует не шашко-махательством, а на строго научной основе, предварительно все рассчитав и многократно все перепроверив. Сокращение численности армии и флота, слияние видов Вооруженных Сил и родов войск, расформирование боевых частей и соединений, ликвидация научных школ и системы подготовки военных кадров без предварительных расчетов и научного предвидения последствий таких шагов – это не военная реформа, это развал обороны страны.

Другим обстоятельством, осложняющим военную реформу в современной России, является несформированность системы управления Вооруженными Силами со стороны государства, его руководства. Отсутствие четкого разделения административной и оперативной функций управления обороной страны в современной России неизбежно приводят к неэффективному управлению Вооруженными Силами, сопровождаясь дискредитацией высших военных и государственных кадров как специалистов в военных вопросах. Еще в трудах великого военного мыслителя древности Сунь-цзы отмечено:

«… армия страдает от своего государя в трех случаях:

1. Когда он, не зная, что армия не должна выступать, приказывает ей выступить; когда он, не зная, что армия не должна отступать, приказывает ей отступить; это означает, что он связывает армию.

2. Когда он, не зная, что такое армия, распространяет на управление ею те же самые начала, которыми управляется государство; тогда командиры в армии приходят в растерянность.

3. Когда он, не зная, что такое тактика армии, руководствуется при назначении полководца теми же началами, что и в государстве; тогда командиры в армии приходят в смятение».

Одно время панацею от всех бед в российских Вооруженных Силах искали в гражданском министре обороны. Вот станет министром обороны гражданское лицо, и все проблемы будут решены. Ну, стал министром обороны не военный, и что? Все проблемы решены, реформа Вооруженных Сил успешно завершена? Дело не в том, кто стоит во главе Министерства обороны, а кто реально руководит обороной страны. Ельцин на посту Верховного Главнокомандующего наглядно показал, что обороной страны можно вообще не заниматься. К чему это привело, много говорить не приходится. Проблему с Чечней до сих пор страна решить не может.

Военная реформа требует существенного преобразования всей военно-политической системы государства, системы управления и комплектования Вооруженных Сил, системы подготовки и оснащения войск вооружением и военной техникой, различными видами довольствия и содержания. Это вызвано новыми политическими задачами государства, появлением новых видов вооружения, экономическими соображениями, изменением уровня производства, средств и способов вооруженной борьбы и др. К примеру, акцентирование внимания администрации Президента США Дж. Буша-младшего на системе ПРО, вызывает необходимость изыскания эффективных способов противодействия этой инициативе.

Войны в Югославии 1999 г., в Ираке 2003 г. заставили задуматься о вероятности такой акции против России и о доступных ей мерах предотвращения или отражения агрессии подобного рода. Общеизвестно, что крупномасштабную агрессию со стороны США или блока НАТО Россия силами общего назначения в настоящее время отразить не в состоянии. Не в состоянии Россия, как и США и другие страны мира противостоять террористическим вылазкам фундаментальных экстремистов. В то же время в российской официальной военной доктрине для отражения агрессии, в том числе и со стороны международных террористов, предусматривается возможность использования ядерного оружия первыми. Однако до сих пор нет определенности конкретных условий возможного применения ядерного оружия для отражения агрессии в войне с применением обычных средств поражения. Нет ясности в вопросах строительства стратегических ядерных сил, их видовой принадлежности, роли ядерного оружия в сдерживании неядерной агрессии.

Труднейшая дилемма в обеспечении безопасности страны состоит в возможности использования Вооруженных Сил для борьбы с внутренними угрозами в виде терроризма, сепаратизма и религиозного экстремизма.

Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и самоотдачи зависел ход и исход большинства войн и вооруженных конфликтов. Однако на данный момент с глубочайшим прискорбием можно констатировать, что современная молодежь не готова к тому, чтобы стать защитниками своего Отечества, не готова жертвовать жизнью для защиты целостности и независимости государства. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что страна на данный момент не может призвать в Вооруженные Силы молодых людей, чтобы просто-напросто укомплектовать войска. В связи с этим необходимы коренные изменения в системе комплектования войск, в военно-патриотическом воспитании населения страны, системе комплектования войск.

Военная реформа – составная часть комплексного реформирования государства и общества, их структур. Поэтому одним из важнейших компонентов военной реформы является повышение оборонного сознания общества, статуса, в том числе материального, военнослужащих и работников сферы ВПК, гармонизация отношений между армией и обществом. Необходимо предотвратить рост социальной напряженности в оборонной сфере, не допустить политизацию Вооруженных Сил, резко улучшить моральный климат в армии, решительно бороться с преступностью, коррупцией, протекционизмом, некомпетентностью военнослужащих.

Рост социальной напряженности в оборонной сфере ведет ко многим негативным последствиям, в том числе и к самосокращению армии. В настоящее время число военнослужащих, добровольно покидающих армию, приближается к числу выпускников военных училищ. Денежное довольствие офицера в среднем составляет лишь 60% прожиточного минимума. Для сравнения: в 1914 г. денежное довольствие командира взвода превышало среднюю зарплату по России в 3 раза, в 1946 г. - в 2,5 раза, в 1990 г. оно было выше прожиточного минимума (при среднем составе семьи) в 1,8 раза.

Социальную напряженность накаляет жилищная проблема, которая в условиях продолжающегося сокращения войск достигла критического уровня. Количество бесквартирных офицеров, прапорщиков и мичманов за последние годы увеличилось в 1,5 раза. Основная причина - резкое уменьшение финансирования жилищного строительства. При этом страна терпит огромные убытки из-за того, что вынуждена платить денежное довольствие в полном объеме военнослужащим, отслужившим установленный срок службы и добровольно ушедших с нее, но которые по закону не могут быть уволены из Вооруженных Сил из-за отсутствия жилья.

Одним из самых серьезных ограничителей военной реформы России стал экономический фактор. Достаточно лишь сказать о резком сокращении военно-экономического потенциала страны, не упоминая уже о таких событиях, как, в частности, нескоординированное расчленение советских вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса между возникшими на постсоветском пространстве независимыми государствами. Все это породило массу новых проблем, требующих решений в условиях нехватки ресурсов и отсутствия четкого видения перспектив и целей военной реформы у некоторых политиков, когда вместо цели создать эффективную военную организацию рационального состава, оптимальной структуры и численности, обладающей прочной материально-технической и социальной базой, на первом плане оказалось стремление как можно быстрее снизить бремя оборонных расходов во имя решения обострившихся текущих общеэкономических и финансовых проблем, а также сократить численность Вооруженных Сил.

Резкое сокращение экономического потенциала страны, спад производства, а также непродуманная политика конверсии, расчленения и приватизации некоторых научно-производственных объединений и фирм с мировым именем подорвали экономическую опору безопасности России. Недофинансирование Вооруженных Сил привело к ослаблению их боеготовности и боеспособности, снижению морально-политического состояния армии, дестабилизации в оборонной сфере. По мнению большинства западных аналитиков, российские вооруженные силы сейчас не способны вести не только большую, но, возможно, и малую войну.

В результате многократного падения затрат на НИОКР были свернуты многие программы создания перспективных образцов вооружения и военной техники, а обвальное сокращение оборонных заказов резко сократило оснащение войск современной техникой, оборвав их серийный выпуск и остановив жизненно важный процесс модернизации. Сейчас только 30% технического парка российской армии можно отнести, да и то с определенной натяжкой, к относительно новому, тогда как у ведущих стран Запада этот показатель как минимум вдвое выше, причем разрыв растет с каждым годом. До сих пор не завершена структурная перестройка ВПК в соответствии с требованиями рыночной экономики и жестких бюджетных ограничений. Не налажены прочные военно-технические связи с другими государствами. Если, например, в области разоружения западные страны, прежде всего США, достаточно охотно идут на сотрудничество с Россией и вкладывают финансовые средства, поскольку это вполне соответствует их собственным интересам, то в области военного экспорта царит все более обостряющаяся конкуренция, подрывающая возможности России.

В политическом плане у России отсутствует более или менее ясное определение потенциальных врагов и союзников и, соответственно, военно-стратегические перспективы отношений с ними. Однако без определения врагов и союзников военная реформа просто теряет свой смысл. Без противника невозможно поставить задачи перед Вооруженными Силами, организовать боевую и морально-психологическую подготовку военнослужащих, сделать заказ на вооружение и военную технику и т.д. Как показал наш опыт, на тезисе «на нас никто не собирается нападать» оказалось невозможным построить ни концепцию национальной безопасности, ни военную доктрину.

В идеологическом плане в стране продолжается процесс «очернения» Вооруженных Сил в средствах массовой информации. Акцентируется внимание исключительно на негативных сторонах жизни и деятельности армии и флота, звучит призыв к отказу от призыва на военную службу. Если в США, странах западной Европы существует запрет на освещение в СМИ своих Вооруженных Сил с негативных позиций, то у нас, скорее всего, чувствуется заказ.

Но России не обойтись без Вооруженных Сил. Они нужны для отстаивания национальных интересов на международной арене, для сдерживания и нейтрализации военных угроз и опасностей, которые, исходя из тенденции развития современной военно-политической обстановки, более чем реальны. Конечно, речь идет не о военно-стратегическом паритете с США или с ведущими западными странами вместе взятыми. Однако Вооруженные силы России должны быть способны парировать вызовы национальной безопасности откуда бы они не исходили.

Для успешного проведения военной реформы требуются определенные условия. Одним из таких условий, как уже отмечалось, является кардинальная перестройка всей системы управления обороной страны. В настоящее время управление обороной страны со стороны властных структур значительно утрачено, о чем свидетельствует отсутствие четкой государственной политики и концепции осуществления военной реформы.

Военная реформа не может быть осуществлена без организационной и структурной перестройки ВПК, системы финансирования выделяемых на оборону средств, самих ВС. Особое значение приобретает идеологическое обеспечение проводимой в России военной реформы, возрождение патриотического воспитания молодежи, усиление роли морально-психологического обеспечения войск, положительного влияния государственных символов на боеспособность личного состава армии и флота. Любое дело без веры мертво.

Проведение военной реформы может быть успешным, если она опирается на достаточно разработанную теоретическую и научно-методическую базу и осуществляется на основе реалистичной концепции национальной безопасности и военной доктрины, отражающих существующие реалии и наиболее вероятные перспективные варианты и сценарии развития военно-политической ситуации на глобальном и региональном уровнях. Для этого необходим, прежде всего, анализ истории проведения военных реформ в России, развития военно-политической обстановки, роли и места России в современном мире.

Сайт управляется системой uCoz