Военная реформаНа главную

 

 

Р А З Д Е Л  II

КАКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НУЖНЫ СТРАНЕ И ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НАДЛЕЖИТ ДЕЛАТЬ

 

«Когда при наличии одинаковых условий нападают с одним на десятерых это значит, что войско поспешно отступит. Когда солдаты сильны, а командиры слабы, это значит, что в войске распущенность. Когда командиры сильны, а солдаты слабы, это значит, что войско попадет в руки противника. Когда высшие командиры, в гневе на своего начальника не подчиняются ему и, встречаясь с противником, по злобе на своего начальника, самовольно завязывают бой, это объясняется тем, что полководец не знает их способностей. Это значит, что в войске развал. Когда полководец слаб и не строг, когда обучение солдат отличается неопределенностью, когда у командиров и солдат нет ничего постоянного, когда при построении в боевой порядок все идет вкривь и вкось, это значит, что в войске беспорядок. Когда полководец не умеет оценить противника, когда он, будучи слаб, нападает на сильного, когда у него в войске нет отборных частей, это значит, что войско обратится в бегство. Эти шесть пунктов составляют учение о поражении противника. Высшая обязанность полководца состоит в том, что ему это нужно понять».

Сунь-цзы

 

Военная реформа - это приведение оборонной деятельности государства в соответствие с новыми политическими, экономическими и социальными изменениями в обществе, осуществление таких преобразований Вооруженных Сил, которые позволили бы им успешно решать возложенные на них задачи по обеспечению безопасности страны в новых социально-экономических условиях.

Прежде всего, всякая военная реформа опирается на экономический потенциал. В этом плане современная военная реформа России после гайдаро-чубайсовых преобразований имеет весьма слабую экономическую базу.

В 90-е годы в России объективно сложилась противоречивая ситуация, когда, с одной стороны, осуществление военной реформы крайне необходимо именно по экономическим причинам, а с другой - именно экономические затруднения и ограничители препятствуют нормальному реформированию военной организации и всех связанных с ней структур [6].

Многие отечественные политики и государственные чиновники, пытающиеся проводить военную реформу, вполне искренне считали, что ее проведение будет сопровождаться снижением затрат на оборону, понимая под военной реформой только лишь сокращение и реструктуризацию Вооруженных Сил. Но даже простое сокращение Вооруженных Сил требует громадных затрат на социальное обеспечение сотен тысяч увольняемых военнослужащих и членов их семей. А сама военная реформа - это не только и не столько сокращение и реструктуризация Вооруженных Сил. Это еще и решение сложнейших вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности, парированием военных и невоенных угроз военными и невоенными средствами, изменениями в системе управления и комплектования Вооруженных Сил, системе подготовки и оснащения войск вооружением и военной техникой, различными видами довольствия и содержания. А на все это нужны финансовые средства и средства немалые. Поэтому в первую очередь, необходимо решение финансовой стороны военной реформы.

В то же время экономическое положение России в настоящее время вынуждает искать пути обеспечения военной безопасности связанные с минимальными затратами финансовых и материальных средств. Однако «дешевой» обороны не бывает. В зависимости от финансовых, материальных и других затрат она может быть надежной или ненадежной, устойчивой или неустойчивой.

В свете этого Россия столкнулась с объективной необходимостью по-новому решать многие проблемы экономического обеспечения национальной безопасности, искать нестандартные решения, осуществлять максимально возможный маневр в ресурсном обеспечении и его распределении. Коренные изменения в международной обстановке, в геополитическом и геоэкономическом положении нашей страны, резкое сокращение ее экономического потенциала, переход к рыночным отношениям и другие обстоятельства потребовали адекватных перемен в военной организации, в системе экономического обеспечения военного строительства, в размерах, организационной структуре и механизме функционирования оборонно-промышленного комплекса, в организации экономической работы в силовых министерствах, во всей сфере военной и военно-экономической деятельности [6].

Однако отсутствие четкой государственной политики и концепции военной реформы привело к неблагоприятным для национальной безопасности последствиям, созданию сложного положения в оборонно-промышленном комплексе страны.

В настоящее время сохраняется сложное с комплектованием Вооруженных Сил солдатами и офицерами. Непродуманная политика объединения видов ВС, сокращения численности армии и флота, закрытие многих военных училищ, популистские лозунги «профессиональной армии», предоставление многочисленных льгот и отсрочек от военной службы отрицательно сказались на состоянии и боеспособности Вооруженных Сил России. Крайне неблагоприятно складывается и демографическая обстановка в стране. Все это в значительной степени затрудняет процесс реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Важнейшей проблемой стала реформа управления Вооруженными Силами, начиная с высшего уровня. В свое время Сунь-цзы предупреждал:

«... армия страдает от своего государя в трех случаях:

1. Когда он, не зная, что армия не должна выступать, приказывает ей выступить; когда он, не зная, что армия не должна отступать, приказывает ей отступить; это означает, что он связывает армию.

2. Когда он, не зная, что такое армия, распространяет на управление ею те же самые начала, которыми управляется государство; тогда командиры в армии приходят в растерянность.

3. Когда он, не зная, что такое тактика армии, руководствуется при назначении полководца теми же началами, что и в государстве; тогда командиры в армии приходят в смятение».

Отсутствие четкого разделения административной и оперативной функций управления Вооруженными Силами, совмещение экономической деятельности с непосредственным управлением войсками во многом способствовало дисквалификации высших военных кадров как военных профессионалов.

Одной из самых серьезных проблем, связанных с военной реформой, является проблема технического оснащения войск и их тылового обеспечения. От ее решения во многом зависит боеспособность Вооруженных Сил России. «Кто заранее не приготовил продовольствия и всего необходимого, тот побеждается без оружия», - еще в древности отмечал военный теоретик Вегеций.

Однако прежде чем приступать к решению вышеперечисленных проблем, необходимо, прежде всего, четко определить цель, задачи, принципы, направления и мероприятия реформирования Вооруженных Сил.

 

Г Л А В А  1

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

«В старине у римлян зело великия войска бывали, но Юлиус Цезарь в одном корпусе никогда не выше 50 тысяч имел, причем в таком порядке примерном обучении были, что ими мог надежнее великия дела творити...»

Устав Воинский (о армии)

Петра Великого

 

Цель реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях состоит в том, чтобы на деле, а не на словах иметь такую армию и флот, которые обеспечат государственную безопасность и безопасность граждан страны от военных угроз и опасностей.

В соответствии с этой целью на Вооруженные Силы должны возлагаться задачи по предотвращению военных угроз и опасностей и отражению агрессии в том случае, если нейтрализовать военные угрозы и опасности не удалось, а именно:

Ø     предвидение и вскрытие военных опасностей для России и своевременная подготовка к их нейтрализации;

Ø     поддержание боевого потенциала войск на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального (регионального) масштаба;

Ø     поддержание состава и состояния СЯС на уровне, обеспечивающем сдерживание от развязывания ядерной и крупномасштабной обычной войны против России;

Ø     создание и развертывание группировки войск в любых регионах мира с обеспечением их эффективного управления для защиты интересов и прав России;

Ø     проведение необходимых мероприятий по деэскалации военных угроз и опасностей;

Ø     создание условий для прекращения военных действий на более ранней стадии их развития и заключения мира на условиях, удовлетворяющих интересам Российской Федерации;

Ø     отражение агрессии локального (регионального) масштаба силами общего назначения;

Ø     нанесение агрессору заданного ущерба в ядерной или крупномасштабной обычной войне стратегическими ядерными силами.

Другие задачи, связанные с выполнением миротворческих операций, проводимых по решению Совета безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами России, оказанием помощи Федеральной Пограничной Службе по охране государственной границы, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и пиратством, а также оказанием помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий могут быть возложены на Вооруженные Силы только лишь по решению Верховного Главнокомандующего и в том случае, если: 1) будет убедительно доказано, что для их решения недостаточно сил и средств соответствующих министерств и ведомств, ответственных за их решение (ФСБ, МВД, МЧС и др.); 2) при наличии надежного материально-технического и финансового обеспечения решения указанных задач Вооруженными Силами; 3) если решение этих задач не отразится на уровне готовности и качестве решения основных задач, стоящих перед Вооруженными Силами, - предотвращение военных угроз и опасностей и отражение агрессии.

Основными принципами реформирования Вооруженных Сил, на наш взгляд, являются:

ü      единство взглядов ответственных гражданских и военных лиц на содержание, цель и задачи реформирования Вооруженных Сил;

ü      достаточность полномочий лиц, осуществляющих реформирование Вооруженных Сил, их ответственность за полноту и качество реформирования, единое руководство реформированием;

ü      полнота учета военных угроз и опасностей для страны, возможностей противников, их способности к развязыванию и ведению военных действий на сегодняшний день и в отдаленной перспективе;

ü      полнота учета геополитического и геостратегического положения страны, ее возможностей по реформированию Вооруженных Сил, обеспечению их всем необходимым для решения возлагаемых на них задач;

ü      простота и доступность документов по реформированию Вооруженных Сил, непрерывное информационное обеспечение их реформирования;

ü      непрерывный контроль за ходом реформирования Вооруженных Сил, учет, анализ и оценка проводимых мероприятий по их реформированию, внесение необходимых корректив в проводимые мероприятия и планы реформирования, прогнозирование реформирования;

ü      всестороннее обеспечение реформирования Вооруженных Сил и соблюдение режима секретности при их реформировании;

ü      обеспечение научного подхода к реформированию Вооруженных Сил.

Основными направлениями военной реформы России являются:

1.   Военно-политическое. В рамках этого направления следует реформировать систему управления военной силой государства, уточнить функции Вооруженных Сил, привести их состав и структуру в соответствие с реалиями военных угроз и достаточностью для их парирования и отражения.

2.       Организационно-мобилизационное. Необходимо привести систему комплектования Вооруженных Сил в соответствие экономическим возможностям страны, ее геостратегическому положению и демографическому состоянию.

3.  Военно-техническое. Главное внимание здесь должно быть сосредоточено на оснащении Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой, обеспечивающей сдерживание и отражение агрессии, реформировании системы снабжения войск вооружением, боевой техникой, различными видами довольствия.

4.      Профессионально-идеологическое. Необходимо реформировать систему патриотического воспитания молодежи, систему военной подготовки (обучения) и воспитания личного состава Вооруженных Сил.

Основными мероприятиями по реформированию Вооруженных Сил являются:

§        оптимизация видовой и организационно-штатной структуры Вооруженных Сил;

§        совершенствование системы разведки, предупреждения о нападении противника, оснащение Вооруженных Сил перспективными средствами разведки и радиоэлектронной борьбы, повышение их надежности и эксплуатационных качеств;

§        развитие системы информационно-воспитательной работы и противодействия информационно-психологическим диверсиям противника;

§        оснащение Вооруженных Сил перспективной ЭВТ и современными компьютерными технологиями;

§        совершенствование системы боевой и политической подготовки военнослужащих;

§        улучшение технической оснащенности и материального обеспечения армии и флота, развитие инфраструктуры материально-технического обеспечения войск и комплексного ремонта вооружения и военной техники;

§        своевременные модификация имеющегося и оснащение современным вооружением и военной техникой, необходимыми для гарантированного сдерживания и отражения агрессии;

§        унификация однотипной техники, разрабатываемой для различных видов Вооруженных Сил и родов войск;

§        создание объектов инфраструктуры на границе Российской Федерации, обеспечивающих отражение агрессии силами общего назначения на приграничных рубежах;

§        совершенствование системы управления войсками и оружием, развитие системы стратегического руководства Вооруженными Силами, повышение оперативности управления войсками за счет оснащения их перспективными средствами боевого управления и связи;

§        совершенствование организационно-мобилизационной подготовки резерва Вооруженных Сил, допризывной подготовки молодежи;

§        совершенствование кадровой политики за счет ужесточения требований к системе комплектования Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом, переходу к системе подготовки командного состава Вооруженных Сил, отвечающей современным требованиям, переход к системе непрерывного военного образования офицерских кадров;

§        дальнейшее развитие военной науки и создание необходимых условий для НИОКР в военной области с целью недопущения военно-технического и технологического отставания от ведущих мировых государств;

§        совершенствование системы изучения причин, условий и профилактики совершаемых военнослужащими преступлений, организация военно-правовой статистики и учета, развитие военно-юридической науки, как составной части военной науки, создание системы правовой информатизации в Вооруженных Силах;

§        создание эффективной системы социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей;

Таковы цель, задачи, принципы, направления и мероприятия военной реформы, проведение которой должно строиться на строго научной основе с учетом особенностей будущих войн, сферы действия и возможностей применения оружия, которым оснащены виды Вооруженных Сил и рода войск.

 

Г Л А В А  2

ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ-ПЯТИ ВИДОВАЯ?

 

«Дело решается более строем, нежели числом».

Маврикий

 

Прежде чем говорить о видовой структуре современных Вооруженных Сил России, кратко проследим мировую историю зарождения и развития видов Вооруженных Сил и родов войск.

Традиционно деление Вооруженных Сил на виды осуществлялось по сфере их действия - земля, воздух, вода, а на рода - по вооружению.

Первое появление видов ВС и родов войск относится к XII веку до нашей эры, когда в Троянской войне использовались виды войск (армия и флот), рода войск (пехота и кавалерия), а также полевые войска и крепости.

В эпоху феодализма и буржуазных революций появились новые рода войск -артиллерийские и инженерные.

В начале XX века в связи с изменениями в военной технике и численности армий были внесены изменения в соотношение родов войск, характеризующееся массовым применением в Первой мировой войне новых родов войск (танковых, воздушных) и спецвойск (химических).

Новым явлением в военном искусстве в годы Великой Отечественной войны стало ведение стратегических операций силами нескольких фронтов (группы фронтов) во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил (авиация, ПВО, флот) и родами войск (инженерных, саперных и др.), с участием стратегических резервов.

В первое послевоенное десятилетие использование видов вооруженных сил и родов войск в локальных войнах и военных конфликтах базировалось большей частью на опыте второй мировой войны. В этот период главная роль в решении задач и достижении целей локальных войн отводилась сухопутным войскам. И в последующем опыт второй мировой войны использовался в локальных войнах, но уже с учетом послевоенного опыта. Значительно большее значение получили военно-воздушные силы, военно-морской флот, войска ПВО.

Апофеозом использования различных видов ВС и родов войск в послевоенный период явилась война 1991 года в зоне Персидского залива. Отличительной особенностью использования войск и сил в этой войне явились [20] сочетание бронетанковых и механизированных дивизий с воздушно-десантными и воздушно-штурмовыми соединениями, что обеспечивало наряду с большой ударной мощью высокую маневренность и оперативную мобильность группировки, высокая насыщенность сухопутной группировки армейской авиацией, особенно противотанковыми вертолетами, мощное прикрытие наземных войск с воздуха, развертывание большого числа современных зенитных ракетных комплексов типа "Пэтриот" и войсковых средств ПВО.

Необходимо отметить также и применение средств космического базирования США для обнаружения целей, наведения авиации, подавления ПВО Ирака в интересах решения боевых задач многонациональными силами.

Наиболее яркое использование США и НАТО космического пространства проявилось в войне против Югославии (1999 г.), когда удары ВТО по войскам и объектам этой страны осуществлялись по данным, полученным с космических спутников слежения.

Современный период строительства ВС характеризуется принципиально новыми элементами оперативного построения войск, значительно отличающимися по решаемым задачам, глубине воздействия, сфере применения. Появился новый театр военных действий - космический.

Все это говорит о необходимости учета перспективы переноса военных действий в космическое пространство и, в соответствии с принципами деления Вооруженных Сил на виды, - выделение его нового вида - космического, в состав которого должны войти СЯС, ВКС, войска РКО.

В пользу этого говорит следующее.

1.  В связи с сокращением по договору СНВ-2 количества ядерных зарядов и активизацией администрации США попыток создания ПРО усиливается необходимость в получении достоверной информации о местоположении космических средств противника, оперативном переприцеливании и решении, при необходимости, задач передачи команд на боевое применение и преодоления ПРО компонентами СЯС, находящимися в настоящее время в подчинении различных видов ВС.

2.  Интеграция различных компонент СЯС и выделение их в новый вид ВС позволит в одних руках сконцентрировать все силы и средства и ответственность за выполнение боевых задач по их прикрытию и боевому применению.

3.  В настоящее время только СЯС совместно с ВКС и войсками РКО способны обеспечить сдерживание эвентуального противника от развязывания им крупномасштабной агрессии против России.

Исходя из своего предназначения, СЯС в современных условиях, как и прежде, должны находиться в постоянной готовности к выполнению стратегических задач, в первую очередь, в ядерной войне. Только это способно устранить ее опасность.

Вместе с тем, изменившаяся политическая и стратегическая обстановка в мире, увеличение количества стран, владеющих ядерным оружием, возможность применения ядерного оружия против неядерных стран, значительные изменения ВС в целом, обуславливают необходимость уточнения взглядов на характер, содержание и планирование боевого применения СЯС.

Во-первых, не следует исключать возможность нанесения массированного ядерного удара, а не только группового и одиночного отдельными БРК, СБ или ПЛАРБ. Во-вторых, группировка СЯС должна обладать возможностью перенацеливания БРК, СБ, ПЛАРБ с минимальными потерями времени и эффективности применения. В-третьих, существуют возможность, при определенных условиях, применения СЯС в войне с применением обычных средств поражения.

Угроза нанесения ЯУ способна изменить военно-политическое мышление руководства страны-агрессора, заставить его отказаться от агрессивных планов, осознать, что потери от агрессии будут большими, чем достигнутые преимущества, а избирательные, демонстративные ЯУ способны нарушить механизм государственного и военного управления в стране-агрессоре, сформировать у населения этой страны стресс-факторы и психоподавляющие явления, и, тем самым, расширить социальную базу сдерживания агрессии.

Все вышесказанное говорит за то, чтобы сосредоточить под единым командованием стратегические ядерные силы как вид Вооруженных Сил, который является действенным средством сдерживания агрессии против России, одним из важнейших факторов мировой политики.

Существенное влияние на структуру Вооруженных Сил оказывают планируемые формы и способы их применения. В зависимости от масштаба планируемых действий решение боевых задач может осуществляться в форме оборонительных (наступательных, контрнаступательных) операций, боевых действий с наземным, морским и воздушным противником, противодесантных, противодиверсионных, противовоздушных боев, а также сражений, ударов и боев с наземным, морским и воздушным противником. Способы действий войск будут зависеть как от формы их применения, так и от их состава. К примеру, сокращение численности какого-либо вида ВС до определенного уровня приводит к тому, что данный вид ВС оказывается не в состоянии проводить операции. Поэтому деление Вооруженных Сил на виды и рода войск неразрывно связано с определением необходимого количества военнослужащих для обеспечения военной безопасности государства и возможностями страны по комплектованию армии и флота личным составом.

 

Г Л А В А  3

СКОЛЬКО СИЛ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОБОРОНЫ?

 

«Дело не в том, чтобы все более и более увеличивать число солдат. Нельзя идти вперед с одной только воинской силой. Достаточно иметь ее столько, сколько нужно для того, чтобы справиться с противником путем сосредоточения своих сил и правильной оценкой противника».

Сунь-цзы

 

Использование при определении численности Вооруженных Сил в мирное время, принятого в ряде западных стран количественного показателя - 1% от населения страны, совершенно неприемлемо для России в силу особенностей ее геополитического и геостратегического положения заключающихся в громадности ее территории при невысокой плотности населения и в непосредственном окружении государств, большинство из которых имеют острые территориальные и другие претензии к России. При этом нельзя не учитывать и тот факт, что во многих странах мира сохраняются группировки ВС, превышающие их оборонные потребности.

Для сравнения в таблице приведены географические, демографические и экономические показатели трех величайших государств мира (Китай, Россия, США) численность их ВС и военные расходы[1].

Таблица

 

Основные географические, демографические, экономические показатели, численность ВС и военные расходы Китая, России и США

 

 

Китай

Россия

США

Общая площадь, кв. км

9 596 960

17 075 200

9 393 200

Население, млн. чел.

1261

146

284

Уровень роста населения %

1

-0,1

1

Уровень рожд. (на 1 тыс. чел.)

16,12

9,02

14,5

Уровень смертности (на 1 тыс. чел.)

6,73

13,8

8,8

Средняя продолжительность жизни

71,30

67,19

75,0

Размер армии, млн. чел.

2,840

1,240

1,448

Военные расходы, млрд. долл.

36,6

7,4

273

ВВП, млрд. долл.

1.079,8

246,7

9.962,7

ВВП на душу населения, долл.

854,6

1.673,0

36.182,0

Изменение ВВП за 1991-2000 гг.

+260%

-38,9%

+38,9%

Годовая инфляция, %

0,4

20,8

3,37

 

Говоря о численности ВС следует также отметить, тот факт, что, например, США за последние 200 лет никогда не применяли свои ВС для отражения агрессии на своей территории. Они всегда строились и готовились к применению за пределами страны. В то время как история России свидетельствует, что подавляющее большинство военных действий велось на ее территории, нанося экономике страны и ее населению существенный ущерб. Поэтому, как уже отмечалось, при определении численности Вооруженных Сил Российской Федерации следует исходить не из пресловутого 1% от населения страны, а из особенностей ее геополитического и геостратегического положения, существующих и потенциальных военных угроз и опасностей, возможностей экономики и демографического фактора. При этом необходимо помнить, что расходы на оборону всегда значительно меньше расходов на компенсацию ущерба стране, который она несет в мировой экономике из-за слабости ее Вооруженных Сил, неспособных служить гарантом защиты ее жизненно важных национальных интересов, а также ущерба от военных действий, в том числе и на собственной территории, в случае развязывания войны.

Следует заметить, что проблема людских ресурсов при проведении военной реформы не ограничивается только Вооруженными Силами. Не меньшую остроту она имеет и в области производства. Для обеспечения повседневной жизнедеятельности войск, их оснащения и боевой учебы требуется гораздо больше людей, чем для самих Вооруженных Сил. Это вызывается усложняющимся характером производства вооружения и военной техники, возрастающими потребностями Вооруженных Сил в материальных средствах. Причем как для Вооруженных Сил, так и для работы в сфере военного производства теперь нужны люди с более высоким интеллектуальным и физическим развитием, чем в минувшее время. Поэтому рациональное распределение людских ресурсов между армией и ВПК, Вооруженными Силами и экономикой страны приобретает в настоящее время все возрастающее значение.

Вообще же решение задачи расчета потребного состава Вооруженных Сил в прямой постановке затруднительно и вряд ли возможно. Это объясняется невозможностью точного определения состава сил и средств противника, предназначенных как для обороны, так и для воздействия по войскам, объектам и коммуникациям страны, преследуемых им целей и решаемых задач, а также трудностью прогнозирования состояния своих войск в ходе военных действий. Кроме того, на состав Вооруженных Сил оказывает влияние дислокация войск, их удаленность от переднего края в системе территориальной обороны, тактико-технические характеристики вооружения и военной техники войск и возможные способы их применения, оперативное оборудование и физико-географические условия театра военных действий и многие другие факторы.

К примеру, расчеты показывают [27], что при одной и той же степени поражения противника при упреждающем огневом ударе достигается более значительный перевес в соотношении сил по сравнению с встречным. Так, при равном противодействии (40% ущерба) во встречном ударе сохраняется первоначальное соотношение сил, а упреждающий увеличивает соотношение сил, например, с 1:1 до 1,7:1, с 1,2:1 до 2:1. А это уже материальное выражение внезапности и упреждения - выигрыш в ударной силе войск без количественного увеличения боевого состава группировок сил и средств наступающего.

Существенное влияние на состав Вооруженных Сил оказывает также использование перспективных средств и способов вооруженной борьбы.

Так, например, применение перспективных средств маскировки в сочетании с маневром позволяет снизить вероятность обнаружения элементов боевого порядка войск до 0,1-0,15. Применение средств РЭБ в сложных метеоусловиях и ночью может снизить эффективность ударов с использованием радиолокационных прицелов в 2,5-3 раза. Своевременное и внезапное для противника применение штатных средств маскировки позволяет на 60% снизить эффективность ударов управляемым оружием с телевизионными и лазерными системами наведения. А простое повышение вероятности доведения приказов (команд) на применение средств РЭБ перед воздушным налетом противника с 0,5 до 0,9 может привести к снижению потерь в технике в 1,5-2 раза.

Что касается борьбы с ДРГ силами и средствами ВС, ФСБ, МВД, ГО и военизированных формирований Советов обороны областей и районов в форме территориальной обороны, то здесь необходимо отметить, что только за счет организационных мероприятий потери в технике и личном составе могут быть снижены на 30-40%.

Одним из эффективных путей снижения потерь Вооруженных Сил при ведении военных действий является поражение средств воздушного и наземного нападения противника в местах их базирования. Расчеты показывают, что подавление средств воздушного нападения противника на авиабазах (аэродромах), позициях и стоянках в начале воздушной операции (вывод из строя 10-30% взлетно-посадочных полос перед первым воздушным налетом) позволяет снизить потери войск на 30-50% за счет снижения общего количества вылетов самолетов авиации противника за воздушную операцию.

Кроме того, при ведении оборонительной операции имеется возможность более эффективного использования защитных свойств местности. Известно, что даже простейшие фортификационные сооружения снижают уязвимость войск и объектов, а, следовательно, и потери в личном составе и боевой технике от обычных средств поражения противника в 7 раз и более.

В соответствии с американским уставом FМ 100-5 обороняющаяся сторона на направлении главного удара противника может успешно противостоять наступающему при соотношении сил 1:3 [1]. Однако при соответствующей поддержке войск, удерживающих оборонительные позиции, тактической авиацией и достаточном усилении соединений и частей первого эшелона полевой артиллерией допускается возможность ведения оборонительного боя в течение короткого времени при соотношении 6:1 в пользу наступающего.

Как отмечается в полевых уставах США, общевойсковой подсистемой, является взаимодействие танков с другими боевыми средствами в современном боевом порядке: мотопехотой на БМП, самоходной артиллерией, ПТРК, а также боевыми вертолетами, применяющимися для огневой поддержки танков и уничтожения бронированных объектов противника. По оценке военных специалистов НАТО, они могут резко изменить обстановку на поле боя: при действии танков противника на открытой местности и внезапном применении противотанковых вертолетов, соотношение потерь может составить 1:10 в пользу вертолетов [28].

Таким образом, при определении потребного состава Вооруженных Сил необходимо в полной мере учитывать свои возможности и возможности противника. При этом возникает возможность компенсации недостатка или отсутствия одних сил и средств за счет других сил и средств или же за счет проведения организационных мероприятий.

Другим важным фактором, определяющим потребный состав Вооруженных Сил, является динамика людских потерь. Известно, что часть или соединение частично утрачивает боеспособность при потере в личном составе и боевой технике до 50-60% и сохранении управления, а полностью - при нарушении управления и выходе из строя более 50-60% сил и средств. При этом, как отмечалось, проблема людских ресурсов во время войны не ограничивается только Вооруженными Силами. Не меньшую остроту она имеет и в области производства. Для работы в тылу в интересах обеспечения нужд войны и жизнедеятельности государства требуется в 3-5 раз больше населения, чем для ВС [22]. Поэтому рациональное распределение людских ресурсов между фронтом и тылом, между ВС и экономикой имеет в настоящее время важное значение.

Свою особенность в определение потребного состава Вооруженных Сил вносят CZC поскольку наличие даже нескольких ядерных зарядов позволяет в некоторых случаях сдерживать противника от развязывания крупномасштабной войны, а в случае ее развязывания нанести ему неприемлемый ущерб.

Вообще согласно мнению американских ученых [67] ответ на вопрос: "Сколько сил достаточно для устрашения? ... лежит в области скорее догадки, чем количественного подсчета". По мнению английских ученых 4 мегатонные бомбы по одной на Лондон, Бирмингем, Ланкшир и Йоркшир уничтожат 20 млн. человек. Согласно американским данным [68] 100 ядерных зарядов мощностью до 200 Мт достаточно, чтобы превратить промышленные районы и административные пункты управления государства с территорией 300-500 тыс. кв. км в груды развалин. По мнению американцев, если в первом ЯУ территории США достигнут 200 ядерных боеприпасов, то будет уничтожено около 90 млн. человек и разрушено 60-70% промышленных районов, а 18-20 Мт боеприпасов достаточно для уничтожения ФРГ или Англии. Вообще некоторые американские политики высказывают мнение, что даже одна ракета с ядерным боеприпасом, упавшая на территорию США, является для них неприемлемым ущербом. По мнению же наших специалистов (см. Договоры по сокращению стратегических наступательных вооружений СНВ-1 и СНВ-2) 100-200 ядерных боеприпасов достаточно для сдерживания любого агрессора от развязывания крупномасштабной войны.

Поэтому при оценке потребного состава Вооруженных Сил необходимо учитывать и тот факт, что исключение из основных положений военной доктрины РФ обязательства неприменения ядерного оружия первыми предусматривает возможность его применения Россией при определенных условиях в ходе войны с применением обычных средств поражения. При этом факторами, повышающими вероятность применения Россией ядерного оружия в войне с применением обычных средств поражения, могут стать, - как подчеркивается в "Основных положениях военной доктрины РФ", - преднамеренные действия агрессора, направленные на уничтожение или нарушение функционирования СЯС, СПРН, объектов ядерной энергетики, атомной и химической промышленности.

Указанные обстоятельства могут служить основанием для того, чтобы рассматривать преднамеренное воздействие противника по СЯС, СПРН, объектам ядерной энергетики и химической промышленности как ядерную агрессию, а применение Россией ядерного оружия - как ответные действия на ядерную агрессию. Однако это не означает снижения остроты проблемы определения потребного состава Вооруженных Сил в современной войне, т.к. принятое доктринальное положение выступает как правовая основа применения Россией ядерного оружия только в случае крайней необходимости, когда критическое развитие военно-политической и стратегической обстановки создаст угрозу суверенитету страны и самому ее существованию, или когда значительные потери СЯС создадут угрозу невозможности нанесения противнику заданного ущерба в ответных действиях.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, при определении количества сил, необходимых для обороны, надобно, прежде всего, оценить факторы, оказывающие существенное влияние на решение данной проблемы. К таким факторам можно отнести:

военно-политические;

военно-технические;

социально-экономические;

военно-географические;

военная доктрина РФ;

сферы вооруженной борьбы.

Оценка военно-политического фактора позволяет определить потенциальных противников РФ в современных условиях, наличие у них намерений решать задачи военным путем, спрогнозировать развитие обстановки в стране и в мире.

Анализ военно-технического фактора позволяет определить возможности потенциальных противников по поражению объектов, войск и коммуникаций на всей территории РФ, а также наличие и достаточность сил и средств, способных противодействовать противнику, возможности по привлечению дополнительных сил и средств для решения боевых задач в условиях войны.

Оценка социально-экономического фактора позволяет определить способности (свои и противника) по комплектованию войск личным составом, оснащению их вооружением и техникой, боеприпасами, ГСМ, МТС, продовольствием и т.д., способность к восстановлению техники и восполнению потерь в ходе военных действий. Кроме того, анализ данного фактора позволяет сделать вывод о степени обученности личного состава Вооруженных Сил.

Анализ военно-географического фактора позволяет оценить места дислокации войск, местность предполагаемых боевых действий, ее защитные свойства, а также возможности по передислокации войск и своевременному их обеспечению.

Военная доктрина Российской Федерации, отражая качественные изменения политической и стратегической обстановки, увеличение количества стран, обладающих ядерным оружием, возможность в определенных случаях применения ядерного оружия против неядерных государств, значительные изменения состава ВС (сокращение видов ВС, численного состава и т.п.), обусловливает объективную необходимость уточнения взглядов на характер, содержание и боевое применение ВС. Возможность использования стратегического ядерного оружия как сдерживающего фактора от развязывания крупномасштабной войны против России требует от ВПР РФ определения условий возможного перехода ВС РФ к применению ядерного оружия стратегического назначения. Очевидно, что в ходе войны с применением обычных средств поражения противник будет поражать и объекты СЯС. Однако характер и уровень воздействия противника по объектам СЯС может быть различным: от единичного непреднамеренного, до массированного. Данное обстоятельство вызывает необходимость определения условий перехода к применению ядерного оружия. При этом понимание ответственности за судьбы человечества требует от ВПР РФ отодвинуть порог необходимости применения ядерного оружия за счет обеспечения сохранности объектов СЯС, что, в свою очередь, напрямую связано с выделением потребного состава сил и средств для их надежного прикрытия. С другой стороны, при невозможности организовать надежное прикрытие объектов СЯС необходимо точно определить их допустимые потери, после превышения которых следует принимать решение на применение ядерного оружия.

И, наконец, анализ сфер вооруженной борьбы позволяет определить, какой противник (космический, воздушный, наземный наступающий, ДРГ, десанты, бандформирования) и какую угрозу представляет в конкретной ситуации и в соответствии с этим определять необходимое количество сил и средств для ведения борьбы с этим противником.

 

Г Л А В А  4

ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

 

«... мы всегда выигрывали тем, что умели искусно выбирать новобранцев, учить их, так сказать, законам оружия, закалять ежедневным упражнением, предварительно предвидеть во время упражнений в течение лагерной жизни все то, что может случиться в строю и во время сражения, и, наконец, сурово наказывать бездельников».

Вегеций

 

Одной из крупнейших проблем, связанных с проведением военной реформы в России, является проблема выбора принципов комплектования Вооруженных Сил.

В настоящее время комплектование Вооруженных Сил России производится на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с этим законом существуют два вида комплектования должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами Вооруженных Сил: по контракту и по призыву.

В развитых странах Запада комплектование вооруженных сил также осуществляется по-разному: по добровольческому принципу (по контракту), по призыву, а также на смешанной основе. Например, вооруженные силы США комплектуются только добровольцами, вооруженные силы Израиля - только призывниками, причем призыву подлежат и женщины. Вооруженные силы Германии комплектуются по смешанному принципу, причем основной вид комплектования здесь - по контракту.

Говоря о контрактной системе комплектования ВС, необходимо заметить, что, в США военнослужащие-добровольцы из числа рядового состава получают достаточно высокое денежное довольствие, а также имеют высокие социальные льготы, в том числе по жилью и по возможности получения высшего образования за счет государства. В сумме это обходится казне более чем в 100 тыс. долларов в год на одного военнослужащего [49].

Согласно официальным данным бюджет российского Министерства обороны позволяет тратить на одного военнослужащего не более 10 тыс. долларов в год, в то время как один американский солдат обходится примерно в 180 тыс. долларов, английский - в 150, французский и немецкий - в 100, турецкий - в 15 тыс. долларов. Нетрудно подсчитать [49], что если бы РФ стала оснащать, оплачивать и - главное - обучать российского солдата так, как это делают страны НАТО, то могла бы позволить себе иметь по американской модели армию в 100 тыс. человек, по английской - 120, немецкой или французской - 170, турецкой -800 тыс. человек. И это при том, что российское Министерство обороны тратит гораздо меньше средств на своих гражданских служащих, чем большинство стран НАТО.

С другой стороны, если бы Россия попыталась поднять уровень расходов на одного военнослужащего до вышеназванных западных стандартов при численности армии в 1,2 млн. человек, ей пришлось бы тратить на свои Вооруженные силы (без МВД, ФПС и других силовых структур) 4,3 годовых бюджета страны по американской модели, 2,8 бюджета - по английской, 2,2 - по германо-французской и 36% бюджета - по турецкой [49].

В связи с этим необходимо, исходя из российский реалий, отказаться от популистских лозунгов «профессиональной армии» и в качестве основной системы комплектования Вооруженных Сил России на данном периоде ее развития оставить систему комплектования по призыву.

Этот принцип комплектования Вооруженных Сил России сложился и развивался исторически с 1874 года. Лишь в короткий период с декабря 1917 по апрель 1918 года в России действовала добровольная система комплектования армии, после чего был осуществлен обратный переход к всеобщей воинской повинности.

В настоящее время Россия испытывает огромные трудности с призывом на военную службу молодого пополнения. Годность призывников к военной службе за последние 10 лет снизилась на 20% [50]. Практически каждый третий освобождается или получает отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Тем не менее, в армию и на флот попадает много больных, что создает дополнительные трудности, приводит к неоправданным расходам.

Кроме больных, в армию попадают хронические алкоголики, наркоманы, лица с психическими отклонениями, криминальным прошлым. Развито дезертирство. Юноши бегут от армии и из армии. Особенно много "уклонистов" в Центральном, Северо-Западном регионах, на Северном Кавказе, в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге. И это при том, что отсрочек и освобождений от службы на законных основаниях в России больше, чем в любой другой европейской стране. В строй сегодня попадает лишь каждый десятый из стоящих на воинском учете [50].

Тем не менее в новом законе "О воинской обязанности и военной службе" не только сохранены прежние отсрочки и освобождения от призыва, но и появились дополнительные. Отсрочку получили выпускники вузов, которые работают по специальности, связанной с выполнением заказов и заданий, обеспечивающих оборону и безопасность страны, а также те, кто поступил на службу в МВД, федеральные органы налоговой полиции или таможенной службы, слушатели и курсанты учебных заведений этих ведомств [50].

Что касается российских военнослужащих-контрактников, то об их низком уровне моральной готовности к военной службе говорят сами за себя результаты опроса, проведенного в четырех военных округах и на двух флотах [50]: 54% опрошенных в качестве основных мотивов поступления на военную службу назвали потребность в заработке, 45 - возможность избежать безработицы, 35 - необходимость получить жилье и лишь 20% - нравственные ценности. Нынешние контрактники по социальному статусу мало чем отличаются от призывников. Как правило, это те же представители наименее социально защищенных слоев общества, их интеллектуальные возможности и морально-психологические качества невысоки.

Поэтому не следует ломать то, что сложилось исторически и исторически себя оправдало. Лучшее всегда было врагом хорошего. Россия в настоящее время просто не в состоянии иметь профессиональную армию. И тот, кто призывает к профессиональной армии России либо полнейший дилетант в вопросах военного строительства, либо враг, задавшийся целью разрушить Вооруженные Силы России. Какая профессиональная армия? Откуда у России деньги на содержание профессиональной армии, способной обеспечить безопасность страны? Если армия нужна только лишь для парадов и торжественных встреч глав правительств иностранных государств, то для этого достаточно одной театральной труппы. А для сдерживания и отражения агрессии в современном мире одних потешных войск недостаточно.

Конечно, можно и нужно сформировать одну-две дивизии, укомплектованных военнослужащими-контрактниками для участия в миротворческих операциях и использованию в «горячих точках» внутри страны, но большего страна позволить себе не может. Да это и не нужно.

Почему-то у многих армия на контрактной основе ассоциируется с профессионализмом. Поверьте моему опыту, это далеко не так. На моей памяти многие солдаты срочной службы по уровню профессионализма превосходили не только военнослужащих-сверхсрочников, но даже некоторых прапорщиков и офицеров. Многие выпускники гражданских вузов, призванные на военную службу, по уровню своей подготовки значительно превосходят тех, кто в настоящее время служит по контракту. Для их привлечения на военную службу целесообразно, как уже не раз предлагалось В.В. Жириновским, принятие законодательного положения о том, что на руководящие государственные посты не могут быть назначены люди, не исполнившие свой конституционный долг и обязанность в рядах Вооруженных Сил.

Одна из проблем комплектования Вооруженных Сил России в настоящее время связана с альтернативной гражданской службой.

Альтернативная гражданская служба узаконена в некоторых европейских странах, армии которых комплектуются в основном за счет призыва (при контрактной основе в ней нет нужды). В России после введения всеобщей воинской повинности (1874 г.) от нее освобождались верующие менонниты (члены протестантской секты, проповедующей смирение, отказ от насилия), так как их религиозные убеждения не допускали ношения оружия и принятия военной присяги. Декрет об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям и замена ее альтернативной службой действовал с 1919 по 1927 г., затем была введена уголовная ответственность за уклонение от военной службы под предлогом религиозных убеждений. В 1939 г. с принятием закона "О всеобщей воинской обязанности" альтернативную службу отменили [50].

Ныне Конституция России гарантирует гражданину право на замену действительной военной службы альтернативной гражданской, если первая противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Однако до сих пор не разработан механизм альтернативной гражданской службы: сроки, условия и место прохождения.

В западных странах наиболее распространены три вида альтернативной службы [50] -трудовая повинность (низкооплачиваемый, малопрестижный, но социально значимый труд в сфере социального обеспечения, коммунального хозяйства, здравоохранения), помощь развивающимся странам и служба в интересах обороны.

В Дании, Норвегии и Германии альтернативная гражданская служба проходит преимущественно в социальной сфере. В Германии в соответствии с законом "Об отказниках от военной службы" призывник в заявлении должен изложить причины отказа от действительной военной службы и дать согласие служить на три месяца дольше, чем в бундесвере. Материальные условия действительной и альтернативной служб сопоставимы, последняя даже имеет преимущества.

На Украине в соответствии с законом "Об альтернативной (невоенной) службе" (1992 г.) основанием для нее могут быть лишь религиозные убеждения (не пацифистские) и только для девяти религиозных конфессий. Срок альтернативной службы вдвое больше, чем военной. В Болгарии альтернативной службой признана работа на оборону, ее можно проходить в строительных подразделениях, оборонной промышленности, на металлургических заводах, рудниках, шахтах [50].

Некоторые аналитики считают целесообразным узаконить существующий '/ нелегальный откуп от обязательной военной службы [50]. По их мнению это позволит уменьшить криминализацию данной сферы, оздоровить морально-психологическую обстановку во время призыва, увеличить доходы бюджета. Следует только определить методику расчета откупа и порядок его внесения. Величина откупа должна покрывать расходы на содержание одного военнослужащего рядового (сержантского) состава, проходящего службу по контракту, в течение срока действительной военной службы по призыву. Иными словами, не хочешь служить - плати, пусть за тебя служит другой.

Однако введение права откупа не должно исключать возможности прохождении призывниками-"откупниками" курса начальной военной подготовки на краткосрочных военных сборах по месту постоянного проживания и повторных сборов через определенный законодательством срок, чтобы они могли получить общие знания, умения и навыки в военном деле, стать частично подготовленным мобилизационным резервом. Таким образом, откуп позволит освободиться от действительной военной службы по призыву, но не от службы в запасе [50].

Важнейшим инструментом повышения эффективности армии является территориальный принцип комплектования и принцип «землячества». Не случайно его используют не только все страны с милиционными и кадрово-призывными армиями, но и ряд стран с добровольческими вооруженными силами. Например, в английской армии традиционно используется так называемый территориально-полковой метод комплектования, в соответствии с которым полки сухопутных войск комплектуются с учетом регионального деления страны. Так что географические названия английских полков (йоркширский, ланкаширский и т.д.) - не только дань традиции, но и прямое отражение территориального принципа их комплектования [49].

В 1981 г. США также начали внедрять территориальный («земляческий») принцип комплектования своих сухопутных войск, носивших до этого в основном экстерриториальный характер (военнослужащий мог повлиять на место своей службы только при заключении контракта по найму).

Россия остается единственной страной в мире, придерживающейся принципа экстерриториальности воинской службы, предполагающего отказ военнослужащему в праве служить в том административно-территориальном районе страны (области, республики), где он проживал до призыва в армию, а также отказ, в случае передислокации в другой регион, в праве служить в одном подразделении (части) вместе с земляками. Отдельные случаи разрешения призывникам служить недалеко от места призыва объясняются, главным образом, экономией средств на транспортные расходы, а не заботой о повышении боеспособности армии [49].

В связи с этим [49] в настоящее время назрела необходимость перехода к территориальной («земляческой») системе комплектования войск переменным личным составом, при которой военнослужащие из одного региона страны проходили бы весь период службы, начиная с учебного центра, в одном и том же подразделении (роте, батарее), входящем в состав соответствующей части. При этом обязательное прохождение службы по месту призыва отнюдь не имеется в виду (например, «рязанская» бригада может дислоцироваться в Челябинске).

Однако мощь Вооруженных Сил в большей мере все же определяется не количеством личного состава, а эффективностью управления ими. «Я лучше желал бы воевать со стадом львов под предводительством оленя, нежели со стадом оленей под водительством льва», - говорил величайший полководец древнего Мира Ганнибал. Вопросам управления Вооруженными Силами посвящена следующая глава.

 

Г Л А В А  5

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ

 

«... победят в пяти случаях:

1)     побеждают, если знают, когда можно сражаться и когда нельзя;

2)     побеждают, когда умеют пользоваться и большими и малыми силами;

3)  побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания;

4)  побеждают тогда, когда сами осторожны и выжидают неосторожности противника;

5)  побеждают те, у кого полководец талантлив, а государь не руководит им».

Сунь-цзы

 

Одним из важнейших условий достижения победы в современной войне является умелое управления войсками. Поэтому противоборствующие стороны в первую очередь стремятся нарушить или дезорганизовать управление войсками противника и вместе с тем сохранить устойчивое управление своими силами. В одном из официальных руководств армии США подчеркивается, что командир любого звена управления может потерпеть поражение независимо от численности войск, если лишить его возможности управлять ими. Иными словами, имея даже преимущество в силах и средствах, трудно достичь успеха при ведении современных боевых действий, если противнику удастся нарушить управление войсками. Об этом наглядно свидетельствуют уроки войны в Персидском заливе.

Основными требованиями, предъявляемыми к управлению войсками (силами) являются [2, 23, 24] устойчивость, непрерывность, оперативность, скрытность, а также достоверность информации, используемой при решении боевых задач.

Во время военных действий вся система управления войсками (силами) должна быть нацелена на увеличение вклада каждого органа управления в достижение конечной цели -победы над врагом в кратчайшие сроки в любых условиях обстановки с минимальными потерями и затратами. Это основной критерий деятельности всей системы управления Вооруженными Силами во время военных действий. «Никогда еще не бывало, чтобы война продолжалась долго и это было бы выгодно государству. Поэтому тот, кто не понимает до конца всего вреда от войны, не может понять до конца и всю выгоду от войны. Война любит победу и не любит продолжительности», - еще в древности отмечал теоретик военного дела Сунь-цзы.

В годы Великой Отечественной войны основным, высшим органом государственной власти, решающим все вопросы для достижения общей победы над врагом был Государственный Комитет Обороны (ГКО). Непосредственными организаторами и исполнителями его решений по военным вопросам являлись Ставка Верховного Главного Командования (ВГК), Генеральный Штаб и Наркоматы обороны и ВМФ [11].

Ставка, являясь высшим органом руководства, возглавляла борьбу Красной Армии, ВМФ, пограничных войск на фронте и партизанских сил в тылу врага и несла всю ответственность за ход военных действий, за боеспособность войск, за деятельность всех руководящих военных работников. Она проводила мероприятия по развитию Вооруженных Сил, совершенствованию организационной структуры соединений, объединений и ВС в целом, определяла замыслы кампаний и планы стратегических операций в соответствии с военно-политическими целями каждого конкретного этапа войны; ставила стратегические и оперативные задачи войскам действующей армии; создавала соответствующие группировки для их решения; организовывала и поддерживала взаимодействие между видами ВС, группами фронтов, фронтами и отдельными армиями, между действующей армией и партизанскими силами; руководила созданием и подготовкой стратегических резервов, материально-технического обеспечения ВС, а также решала другие задачи, связанные с руководством вооруженной борьбой в ходе Великой Отечественной войны [11].

Основным рабочим органом Ставки являлся Генеральный штаб, принимавший активное участие в поисках оптимальных путей решения Вооруженными Силами стратегических и оперативно-стратегических задач в ходе войны, в претворении в жизнь войсками действующей армии замыслов Ставки.

Важнейшими функциями Генштаба являлись [11]: сбор, обработка и оценка оперативно-стратегической информации об обстановке на фронте и подготовка выводов и предложений, вытекающих из нее; разработка предварительных замыслов кампаний и стратегических операций и непосредственное составление планов их проведения в соответствии с принятым Верховным Главнокомандующим решением; оформление оперативных документов и доведение решений ставки до войск; изыскание и распределение людских и материальных ресурсов; создание оперативно-стратегических группировок для проведения стратегических операций; планирование подготовки и накопления стратегических резервов и руководство их перемещением на важнейшие направления; руководство стратегической разведкой, оперативно-стратегической маскировкой войск и другими видами стратегического обеспечения; всесторонняя подготовка стратегических операций; осуществление контроля за претворение директив и приказов Ставки в жизнь; оказание помощи штабам оперативных объединений в планировании и подготовке операций; организация и поддержание оперативно-стратегического взаимодействия с союзными войсками (чехословацкими, польскими, югославскими, болгарскими и румынскими), а также подготовка и обеспечение мероприятий Ставки по согласованию усилий Советской Армии и ВС стран антигитлеровской коалиции; обобщение опыта войны и внедрение его в боевую деятельность войск; контроль за деятельностью оперативно-стратегического тыла и др.

Ведущим органом в координации всех мероприятий, проводимых в Генштабе, было Оперативное управление.

Уже в самом начале Великой Отечественной войны возникла острая необходимость освободить Ставку от решения различного рода оперативных и оперативно-стратегических вопросов и позволить ей сосредоточить основное внимание на решение стратегических задач. С этой целью были образованы Главные Командования (ГК) по руководству крупными группировками войск на Северо-Западном, Западном и Юго-Западном Стратегических Направлениях (СН), которые стали промежуточными инстанциями между Ставкой и фронтами [11].

В целом ГК сыграли некоторую положительную роль в организации боевых действий на важнейших СН. Однако эффективность их деятельности в первом периоде войны была недостаточной в силу того, что создавались они не заблаговременно, а в ходе войны, спешно, без заранее разработанной четкой организационной структуры и функциональных обязанностей, без наличия необходимого контингента высококвалифицированных военных кадров. В дальнейшем в ходе войны ГК СН были упразднены, но объективная потребность в промежуточном звене оставалась, их место начала занимать представительство Ставки при фронтах действующих армий на период подготовки и проведения ими крупных и важных по значению стратегических операций [11].

В соответствии с отечественным опытом руководства обороной страны, представляется целесообразным создание в России Совета Обороны - коллегиального органа, действующего на постоянной основе, деятельность которого будет направлена на проведение военной реформы и укрепление обороны страны, а решения в этих вопросах будут обязательными для всех структур исполнительной власти. Этот орган ни в коей мере не должен подменять собой Совет Безопасности и не дублировать его функции, а заниматься чисто военными проблемами, в том числе и проблемами коллективной военной безопасности не только в рамках СНГ, но и в союзе с другими странами и организациями.

Генеральный штаб должен отвечать за подготовку страны к обороне, планирование применения Вооруженных Сил, проведение государственных мероприятий по переводу страны на военное положение, координацию действий союзнических войск, развитие оборонной инфраструктуры.

Министерство обороны должно выполнять основные функции высшего органа строительства и управления Вооруженными Силами, участвовать в разработке военной политики и быть непосредственным исполнителем решений, принимаемых Советом Безопасности, Советом Обороны и Верховным Главнокомандующим.

Важнейшей проблемой современного военного искусства стала необходимость дальнейшего совершенствования управления войсками в стратегическом, оперативном и тактическом масштабах. Это связано с появлением на вооружении войск новых, более мощных средств борьбы, увеличением динамизма военных действий и возникновением новых театров, изменением организационной структуры войск, их оперативного построения.

Условия и содержание боевой деятельности войск в будущих войнах будут резко отличаться от того, что дает опыт Великой Отечественной войны, локальных (региональных) конфликтов последних десятилетий. Необходимость быстрого концентрирования и рассредоточения войск, непрерывно изменяющаяся обстановка - вот что следует ожидать в первую очередь. В связи с этим резко возрастет объем и сложность работы командующих (командиров) и их штабов по управлению войсками (силами).

Опыт проводимых учений, чеченских войн выявил низкую оперативность управления войсками, что, в свою очередь, снижает эффективность их применения. В целях повышения оперативности управления войсками (силами) необходимо изменение структуры органов управления и дальнейшее совершенствование порядка их работы. Это изменение становится особенно актуальным в настоящее время, когда создаются новые воинские формирования и реформируется структура самих ВС.

В этих условиях необходимо создание типовых органов управления по блочной системе. Сущность этой системы заключается в том, что органы управления в каждом виде ВС и роде войск должны состоять из ряда обособленных (автономных), но взаимосвязанных функционально между собой и взаимодействующими органами, блоков управления, позволяющих осуществлять единое командование. Такими блоками органов управления в каждом виде ВС и роде войск могут быть: блок общего руководства, блок взаимодействия, блоки боевого, технического и тылового обеспечения, блок мобилизационного обеспечения, блок информационного обеспечения. При этом каждый орган управления в каждом виде ВС и роде войск должен быть оснащен однотипными средствами связи (телекс, факс, РВС) и иметь единую систему кодов и сигналов.

Предлагаемая структура органов управления обеспечит наиболее благоприятные условия для согласования совместных действий различных видов ВС и родов войск.

Следует заметить, что управление войсками (силами) - это не простая сумма мероприятий, проводимых командующими (командирами) и их штабами, а искусство, которое постоянно развивается и совершенствуется вместе с изменениями в вооружении, организационной структуре войск, характере военных действий. Поэтому совершенствование средств и способов управления, методов работы органов управления войсками (силами) в современных условиях становится одной из первостепенных задач военной реформы.

В тоже время, даже при наличии профессионально обученных офицеров и солдат и умелом руководстве ими, без надлежащего технического оснащения и тылового обеспечения армия не способна воевать. «Если у армии нет обоза, она гибнет; если нет провианта, она гибнет; если нет запасов, она гибнет», - писал в свое время военный мыслитель древности Сунь-цзы. Поэтому следующая глава посвящена военно-экономическим (военно-техническим) вопросам.

 

Г Л А В А  6

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ) РЕФОРМА

 

«... Победа насилия основывается на производстве оружия, а производство оружия, в свою очередь, основывается на производстве вообще, следовательно ... на «экономической силе», на «хозяйственном положении», на материальных средствах, находящихся в распоряжении насилия».

К. Маркс и Ф. Энгельс

 

Опыт современных войн показал неуклонное возрастание экономики в военном деле, всестороннюю зависимость хода и исхода войны от материально-технической базы противоборствующих сторон. Успех военных действий определяется, прежде всего, материальными возможностями государства и степенью их реализации, т.е. способностью воплотить экономический потенциал страны в военную силу.

Техническое оснащение Вооруженных Сил является важным фактором при выборе форм и способов военных действий. От него зависит масштаб военных действий, их темп и результат.

В то же время даже простое поддержание военной промышленности в их нынешнем неудовлетворительном состоянии является непосильным бременем для российской экономики.

Начиная с 1992 г. Министерство обороны ни разу не заплатило в полном объеме ни за закупки вооружения и военной техники, ни за военные НИОКР, ни за коммунальные и транспортные услуги и т.д. Это происходило главным образом потому, что ни Министерство обороны, ни правительство не могли составить реальный военный бюджет, отвечающий сбалансированным потребностям Минобороны (денежное содержание, боевая подготовка, V закупка ВВТ, НИОКР) Помимо разрушительного эффекта для ВПК, это глубоко подрывало и всю экономику страны. Долги государства предприятиям оборонного комплекса и другим поставщикам товаров и услуг Министерству обороны были одним из главных факторов неплатежей в российской экономике. При этом совершенно ясно, что из своих бюджетных ассигнований Минобороны эти долги погасить не могут [49].

Все это говорит о том, что необходимо радикальное изменение военно-промышленной политики России: вместо того, чтобы выделять ресурсы на содержание и оснащение армии постоянно устаревающим и нуждающимся в обновлении вооружением в ущерб своей гражданской экономике и ее конкурентоспособности, направить их на создание потенциала по производству новейшего вооружения [49].

Огромное внимание к ВПК в Советском Союзе скрывает тот факт, что основные усилия советского руководства направлялись на развитие базовых отраслей экономики, на которых собственно и держался ВПК (металлургия, топливная промышленность, энергетика и т.д.).

В течение же 10 последних лет российская военная промышленность практически не обновляла свои производственные фонды и сегодня во все большей мере утрачивает способность к производству современного вооружения и техники. Поэтому в настоящее время только при условии наведения элементарного порядка в отечественном ВПК, восстановления его управляемости со стороны государства, резкого повышения уровня разработок и производства можно рассчитывать на успех в военной реформе.

Необходима реализация на деле принципов ответственности и подотчетности в оборонной и оборонно-промышленной сфере (или, точнее, устранения безответственности и безнаказанности за нарушения законов, невыполнение принятых постановлений и программ, некомпетентные решения, невыполнение договорных обязательств и т.д.). Экономический ущерб от таких действий или бездействий не поддается точному измерению, однако ясно, что он колоссален. Это общая болезнь нынешней государственной власти, но в военной и военно-производственной сфере это особенно важный вопрос, потому что здесь речь идет об эффективном либо, наоборот, бесцельном расходовании огромных экономических ресурсов в течение длительных периодов времени (тем более, с учетом крайне высокой стоимости создания, производства, закупок и эксплуатации современных вооружений), а по большому счету это вопрос о самой судьбе государства. ВПК необходимо прекратить или резко ограничить практику "дочерних" фирм и фирм-посредников, созданных в лучшем случае для обогащения узкой группы лиц путем махинаций, а в худшем - для перекачки различным зарубежным структурам отечественных технологий, в том числе по демпинговым ценам (в интересах той же "узкой группы лиц"), какие бы аргументы при этом ни выдвигались. Согласно ряду исследований, примерно половиной собственных финансовых проблем предприятия российского ВПК обязаны не государству, а своей нерадивости и некомпетентности, серьезным просчетам в ведении дел, а то и просто злоупотреблениям [6].

Урон российский ВПК несет не только от прямого воровства технологий, но и от серьезных просчетов в осуществлении лицензионной и патентной деятельности. Причем, поскольку благополучие отечественного ВПК сегодня в очень значительной мере зависит от его международной деятельности, эти недочеты проявляются особенно остро. Российские технологии "бесплатно" работают в системах оружия, производимых многими нашими конкурентами. А фирма "Боинг" прямо заявляет, что ей потребовалось бы 600 млн. долл. и пять лет работы для самостоятельной разработки незапатентованных технологий российского МиГ-29 [6].

Некоторые фирмы и предприятия предпочитают искать партнеров за рубежом, игнорируя однопрофильные и смежные предприятия в самой России, и ставят тем самым под удар технологическую и военную безопасность страны, при росте зависимости от воли зарубежных партнеров, особенно в свете изменчивой конъюнктуры современной международной обстановки [6]. В результате некоторые предприятия ВПК, имеющие важное оборонно-хозяйственное значение, очутились в совместной собственности с зарубежными фирмами или даже в полном их владении.

Сегодня центральную роль при определении программ перевооружения и закупок ВВТ, а также при формировании оборонного заказа в целом, играет стоимостной фактор. Для снижения издержек оборонной промышленности, не откладывая, необходимо проведение целого комплекса мер как организационного, так и производственно-технического характера. Например, это централизация и концентрация усилий на ключевых направлениях, создание "сквозных" эффективно управляемых органов, способных обеспечить экономию средств, начиная со стадии совместной (объединенной, согласованной) разработки нового образца ВВТ [6].

Как отмечалось, боевая способность Вооруженных Сил во многом определяется их технической оснащенностью. В свою очередь уровень боевой способности ВС напрямую зависит от ассигнований внутри военного бюджета: на боевую подготовку личного состава и на содержание военных структур и инвестиционные расходы, которые включают в себя затраты на НИОКР, закупки ВВТ, ремонт существующих систем ВВТ и капитальное строительство [49].

В известном смысле эти потребности прямо пропорциональны: повышение технического уровня ВС предполагает более качественный личный состав, а более высокое качество личного состава требует больше средств на содержание и боевую подготовку.

В СССР на инвестиционные расходы приходилось приблизительно 70% затрат на национальную оборону, а на содержание военных структур - около 30%. В течение 90-х гг. прошлого века при резком сокращении абсолютного объема военных расходов это соотношение изменилось диаметрально: на содержание расходовалось примерно 70% военных расходов, а на инвестиции - около 30%, причем основная часть средств, выделяемых на НИОКР, закупки и капитальное строительство, направлялась на заработную плату работникам оборонных отраслей промышленности [49].

Таким образом, в последние годы расходы на национальную оборону направлялись лишь на нищенское содержание армии и работников оборонных отраслей промышленности, в то время как снабжение Вооруженных Сил и других силовых структур современным вооружением и военной техникой практически прекратилось и уровень современных образцов ВВТ в ВС сократился с 70% в 1990 г. до 20-25% в 1999 г. В то же время для поддержания российских силовых структур на современном техническом уровне требуется, чтобы при адекватности размеров Вооруженных Сил и военного бюджета на содержание выделялось 50-55% всех военных затрат, а на инвестиционные расходы - 45-50% [49].

Важным направлением в решении проблемы технического оснащения Вооруженных Сил является создание эффективного действенного механизма передачи и применения технологий двойного использования. По оценкам экспертов более 70% технологий в оборонном комплексе есть технологии двойного применения. Наиболее рельефные сферы приложения двойных технологий в военном секторе в настоящее время: работа над повышением мобильности и гибкости вооружений и военной техники, обработка информации, перспективная электроника и ряд других [6].

Может оказать существенную помощь в деле финансирования военно-технической сферы и выработка практических решений на региональном уровне. Так, результаты по подъему оборонной промышленности можно было бы ожидать от реализации комплекса практических мер государственного воздействия, нацеленных на поддержку и развитие оборонной отрасли на уровне отдельных регионов. Показательна деятельность мэра Москвы Ю. Лужкова (в настоящее время 35% оборонной промышленности страны приходится на Москву и здесь сосредоточено 80% оборонной науки), в том числе в рамках всего Центрального региона России. Предполагаемый руководством Москвы комплекс мер (на их реализуемость, безусловно, окажут влияние последствия нынешнего финансово-экономического кризиса) включает, в частности [6]:

ü      приобретение правительством Москвы в зачет федеральных долгов по 50% акций наиболее жизнеспособных и перспективных предприятий - "ОКБ Сухой", "Концерна "Антей", компании "Ильюшин", АО "Авиаэлектроника и коммуникационные системы" и др.;

ü      снижение тарифов на электроэнергию и водоснабжение для некоторых предприятий оборонного комплекса в среднем на 50-90%;

ü      списание значительной доли долгов перед городским бюджетом;

ü      содержание городом объектов социальной инфраструктуры оборонного комплекса.

Учитывая тесные и многогранные кооперационные связи данных объединений, возможный эффект от планируемых и уже принимаемых мер может сказаться далеко за пределами хозяйственного комплекса столицы.

Однако при создании перспективных образцов вооружений необходимо решительно отказаться от симметричных, тем более зеркальных ответов на те или иные вызовы. Пустившись в новую гонку вооружений, Россия может потерять и то, что она имеет на данный момент.

Конечно, не подлежит сомнению, что необходимо переоснащение ВС новыми типами вооружений и военной техники. В то же время на вооружение должны приниматься только те типы и образцы военной техники, снаряжения, оборудования, которые дают существенный качественный прирост в боевых возможностях, возможностях управления, снижают эксплуатационные расходы, задействование персонала и т.д. Это важно с учетом того, что любое переоснащение, как правило, является крайне дорогостоящим мероприятием, особенно в масштабах российской армии. Так, даже для принятия на вооружение новых индивидуальных стрелковых средств необходимы существенное совершенствование и изменение многих видов инфраструктуры и "смежных" вооружений, включая, например, создание новой производственной инфраструктуры, мощностей и т.д. [6].

В этом смысле значительно более продуктивный путь, по крайней мере на данном этапе реформы - максимальное использование модификационного ресурса вооружений и военной техники, в плане осуществления их модернизации, продления сроков эксплуатации, стандартизация узлов и вооружений, развитие многофункциональных типов и образцов боевой техники, оборудования, оснастки, повышение качественных параметров за счет "доводки" тех элементов и узлов, которые сегодня "сдерживают" систему оружия в целом на более низком уровне [6].

Важным ресурсом и рычагом преобразований в военно-техническом и оборонном секторе могло бы, в определенных условиях, стать международное сотрудничество. Однако на сегодня, это надо признать откровенно, общий экономический результат от этого невелик. Имеются лишь отдельные, относительно, по российским меркам, процветающие "элитные" организации и фирмы (например, ГКНТЦ им. Хруничева, НПО "Энергия" и др.), по сути на сегодняшний день куда менее чем раньше, связанные со структурами отечественного ВПК. Пользуясь проблемами российской науки, многое в этой сфере осуществляется нашими зарубежными партнерами на крайне невыгодных условиях для российской стороны, с нарушением принципов цивилизованного бизнеса [6].

Поэтому необходимо всесторонне и тщательно оценить экономические преимущества включенности отечественного ВПК в систему международного разделения труда и максимизировать их в случае использования.

В последние годы военно-техническое сотрудничество, "торговля оружием" России находится в центре внимания военных, политиков, отечественных и зарубежных, а также партий и объединений. Дело в том, что производство и экспорт ВВТ - одна из немногих ликвидных, конкурентоспособных на международной арене статей отечественной промышленной деятельности. За контроль над экспортом вооружений идет нешуточная борьба, поскольку, как считается (с определенной долей оснований), часть выручки от экспорта российских вооружений, кредитов, выделяемых в ходе реализации крупных проектов (путем банковских прокруток, иным путем) подпитывают ряд политических и экономических структур, в том числе в ходе избирательных кампаний. Одной из причин отставки в ноябре 1998 г. руководства ГК "Росвооружение" (ГК РВ) во главе с Е.Ананьевым послужили, как считается, подпитка средствами ГК РВ некоторых банковских структур, в частности, банка МАЛО, а также неоправданная задержка в недрах финансовых структур 350 млн. долл., предназначенных для выплаты непосредственным производителям ВВТ за поставленную ранее на экспорт продукцию [6].

Активное противодействие в экспорте ВВТ Россия испытывает со стороны США. В частности ими были сорваны поставки российских ракетных двигателей в Индию, ЗРК С-300 на Кипр и ряд других. Расширение НАТО поставило крест на российских планах военно-технического сотрудничества с бывшими странами ОВД, в том числе по поставкам вооружений и модернизации имеющихся у них ВВТ советских образцов. Даже внутри СНГ ощущается противодействие России со стороны США в области военно-технического сотрудничества путем «дарения» американского оружия в ВС Украины, Грузии и ряда других стран содружества.

Кроме того, в бывшие республики СССР готовы "сливать" вооружения, причем очень дешево, многие страны дальнего зарубежья, переходящие на западные стандарты и осуществляющие модернизацию собственных ВС, в первую очередь страны бывшей ОВД. Так, Чехия и Грузия достигли договоренности о поставках последней крупной партии модернизированных танков Т-55 по цене 135 тыс. долл. за единицу, которая была расценена как приемлемая обеими сторонами. И Россия весьма ограничена в возможностях противодействия данному развитию ситуации, хотя, безусловно, повлиять на нее способна [б].

В то же время Запад, используя свое сотрудничество с Россией, осуществляет экономическое и политическое давление на нее. Так, например, США в свое время заявляли, что Россия в случае продолжения сотрудничества с Ираном в области высоких технологий понесет на западных рынках, прежде всего американских, потери на сумму до 1,0 млрд. долл., в первую очередь по сотрудничеству в ракетно-космической сфере [6].

В связи с этим России необходимо вести агрессивную политику в отношении продвижения своего оружия на мировых рынках. Прежде всего, необходимо всеми силами удерживать таких важнейших платежеспособных клиентов как Индия, Китай, Иран, предоставляя им определенные скидки на крупные партии оружия, поставки комплектующих, совершенствование военно-промышленной базы по российскому образцу. С такими клиентами, как Алжир, Вьетнам, Индонезия, Ирак, Кипр, Малайзия, Перу и рядом других целесообразно в полном мере использовать бартерные сделки, не упуская их со своего рынка. Что касается стран СНГ, то уже давно пора использовать экономическое давление в ответ на их поползновения в сторону западных образцов вооружения и, вместо того, чтобы «тренироваться» на российских регионах и российских гражданах, Чубайсу со товарищи использовать веерное отключение электроэнергии в некоторых «независимых» странах ближнего зарубежья. И, конечно же, необходимы агрессивная реклама российского оружия, участие во всевозможных выставках и демонстрациях ВВТ, «ненавязчивое» навязывание своего оружия, путем «дарения» или предоставления в аренду некоторых его образцов.

Хотелось бы только предостеречь от всевозможных совместных проектов, чтобы не оказаться впоследствии у разбитого корыта, как это случилось с ВПК СССР и не испытывать давления со стороны других стран, как это в настоящее время происходит со стороны США при производстве космических модулей.

Пример движения в заданном направлении - создание ракетного комплекса "Тополь-М", способного к применению как в шахтном, так и в мобильном варианте. Причем этот комплекс, в отличие от своих предшественников - полностью российский, до последней заклепки.

С учетом вышеизложенного необходима серьезная реформа военно-технического сотрудничества России с другими странами [6]:

       Во-первых, необходима качественная экспертиза военно-политической
безопасности поставок российских вооружений той или иной стране или фирме, в плане недопустимости его возврата в горячие точки в ближнем зарубежье и внутри самой России.

       Во-вторых, необходимо отбросить «ложное благородство» по поводу возможного использования российских ВВТ в том или ином конфликте (арабо-израильском, межарабском и др.), как главного препятствия для поставок. Все равно это  «благородство», как показала история, не будет по достоинству оценено, а поставки оружия в конфликтующие стороны, при наличии у них финансовых средств, рано или поздно будет осуществляться через посредников со стороны третьих стран.

       В-третьих, необходимо очистить данный вид деятельности от криминала, взяточничества, в том числе на уровне непосредственных исполнителей сделок и на уровне сделок, выпадающих из-под контроля со стороны первых лиц (поставки запчастей, комплектующих, модернизация, мелкосерийные поставки и т.д.).

       В-четвертых, России, как правопреемнику СССР, необходимо при продвижении оружия на мировом рынке сбыта в полном мере использовать давление на страны, имеющие непогашенные задолженности СССР за поставки вооружений.

       В-пятых, поставками за символическую плату устаревших, снимаемых с вооружения ВВТ необходимо в полной мере «приручать» клиентов России к российскому оружию и российским стандартам.

       В-шестых, необходимо в полной мере использовать экономическое и
политическое давление на страны СНГ при продвижении российского оружия на их рынках, а также активно противодействовать попыткам такого воздействия на Россию со стороны других стран. Выявлять и пресекать попытки розыгрыша российской карты с целью улучшения условий сделок по поставкам ВВТ со стороны потенциальных и мнимых покупателей оружия у РФ.

       В-седьмых, необходимо активизировать разведывательную и агитационную деятельность на мировом рынке вооружений.

Только при соблюдении этих условий Россия имеет шансы на успех в решении проблемы военно-технического сотрудничества, как одной из составляющих военной реформы.

Реформирование в оборонной сфере должно осуществляться, прежде, всего по вопросам обеспечения войск электроэнергией и ГСМ, порядка использования транспортных коммуникаций, аэродромов, переправ через водные преграды, организации заправки боевой техники и транспортных машин, пополнения запасов материальных средств, боеприпасов и др. При этом в условиях изменившейся системы снабжения войск необходимо решение целого комплекса проблем.

Первое, что нужно сделать - это принять закон, по которому должна быть предусмотрена уголовная ответственность за снижение боевой готовности войск. Согласно этому закону все действия, приводящие к снижению боевой готовности (отключение электроэнергии, непоставка ГСМ, материальных средств, продовольствия, препятствие прохождению боевых машин и др.) должны быть строго запрещены, а виновные в нарушении этого закона, вне зависимости от их ранга, подвергнуты уголовной ответственности.

Следует полностью исключить из практики Минобороны проведение всяких бартерных сделок и неплатежи (за поставки вооружения и продовольствия, коммунальные услуги, железнодорожные перевозки и т.д.), ведущие к развалу экономики страны и натравливанию общества на армию.

В системе тылового обеспечения Вооруженных Сил, проблема состоит не только в производстве, но и своевременном подвозе материальных средств по назначению.

Чтобы убедительнее представить данную проблему можно в качестве примера привести опыт Великой Отечественной войны, во время которой для армии и флота потребовалось свыше 100 млн. тонн боеприпасов, около 16,4 млн. тонн горючего и смазочных материалов и 40 млн. тонн продовольствия [18].

Именно во время Великой Отечественной войны была найдена новая форма подвоза материальных средств за счет создания подвижных эшелонов тыла (полностью моторизованных, включающих в себя запасы боеприпасов, горючего, ремонтные, медицинские и другие средства). Эти подвижные эшелоны следовали за боевыми частями и обеспечивали их при действиях в тылу противника.

Для решения задачи определения необходимых запасов горючего и оптимизации количества и мест дислокации пунктов заправки войск горючим, автором, на основе теории массового обслуживания, разработана методика, изложенная в книге «Теория взаимодействия войск», выпущенной издательством «Вузовская книга» в 2000 г. Эта методика применима при определении видов и количества необходимых запасов боеприпасов, продовольствия, вещевого и другого имущества, оптимизации количества и мест дислокации складов артвооружения, МТС, предприятий по ремонту вооружения и техники. В этой же книге изложена методика решения вопросов, связанных с довооружением войск в интересах повышения надежности выполнения ими боевых задач, и приведены конкретные примеры по ее использованию.

В заключение следует подчеркнуть, что для проведения военно-экономической (военно-технической) реформы нужны не только и не столько финансовые средства, сколько политическая воля, решительность и научный подход.


 

[1] Институт проблем глобализации, официальный сайт ЦРУ

Сайт управляется системой uCoz